Духовный потенциал мифа (из опыта уроков мифологии в младших классах средней школы)


Сурина А. Ю. – преподаватель кафедры философских наук Николаевского государственного университета им. В. А. Сухомлинского.

Шевчук В. А. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе СОШ № 50 г. Николаева, старший учитель.

«Три ключа». Педагогический вестник. Выпуск 10. Материалы Пятых Международных педагогических чтений. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2006. – С. 106–111

Мифология романтична и красива. В ней сочетаются любовь к истории, к седой древности и одновременно любовь к фантазии и приключениям. Слушая миф, ребенок замирает и уходит всем своим существом в далекую и в то же время близкую сказку, туда, где скачут по дремучим лесам и бескрайним долинам герои-богатыри земли русской с картины В. Васнецова «Богатыри», где сладкозвучно играет на гуслях гость из Великого Новгорода Садко. Реальные факты и полет воображения, цвет, звук и масса других впечатлений сливаются в сознании ребенка в единый синтетический поток под названием «мифология».

Кто из нас не был в детстве пленен удивительными мифологическими рассказами, такими реальными и нереальными одновременно, такими запутанными и в то же время понятными, как будто ненужными в этой жесткой жизни, но почему-то неумирающими тысячи лет.

Л. В. Шапошникова неоднократно подчеркивала в своих книгах тот факт, что истоки всех духовных учений мира уходят своими корнями в мифологию, а корни самой мифологии теряются в глубинах прошлого, и природу возникновения мифов мы не знаем до сих пор. Было время, когда все, связанное с мифологическим язычеством подвергалось преследованиям и обрекалось на уничтожение. Сначала этим занимались набирающие силу церкви, затем наука, снисходительно относящая мифологию к наивным пережиткам прошлого.

Но времена меняются, меняется и отношение к мифу. Уже в трудах такого классика как Л. Леви-Брюль утверждалось существование в мифах особого вида логики как индивидуальной так и коллективной. В России А. Ф. Лосев посвятил мифологическим проблемам знаменитый классический труд «Диалектика мифа», в котором само название говорит о присутствии в мифе диалектических законов. Я. Голосовкер исследовал логику мифа, введя понятие «логики развертывания конкретного образа в мифологии» . П. Флоренский также касался проблем логики мифа, сравнивая логику интуитивную и научную .

А. Косарев, издавший монографию «Философия мифа», свел в ней воедино все, имеющиеся на сегодняшний день, взгляды и мнения по поводу мифа и мифологического мышления. В результате получилась довольно впечатляющая картина. Оказалось, что мифологию можно рассматривать с самых различных философских позиций. В ней имеется своя феноменология, диалектика, гносеология, психология, логика и даже онтология. Говоря об онтологии мифа, А. Косарев утверждает, что она базируется на единстве трех реальностей – эмпирической (чувственной), внеэмпирической (сверхчувственной, метафизической) и надэмпирической (мистической, трансцендентной). По мнению А. Косарева миф обладает очень мощным эвристическим потенциалом, не зря ведь многие глобальные космологические, астрофизические, физические теории напоминают древние мифы.

А. Наговицын в своей попытке построить новую теорию мифа рассматривает такие понятия как духовность, любовь, пространство, время, жизнь с точки зрения космогонии как древнейших цивилизаций, так и современного мира . Современные исследователи мифов и процессов мифотворчества говорят нам о том, что миф никуда не исчез и не может исчезнуть, так как является неотъемлемой частью человеческой психики. Воздействие мифологии на человека намного серьезнее и глубже, чем это кажется на первый взгляд. «Миф – это не только воплощение и выражение по-детски чистого и острого впечатления от явленного человеку в своей непосредственной данности мира. Не в меньшей степени он – крик человеческой души, верящей в чудо и жаждущей чуда. Без этой веры и этой жажды человек не может состояться в качестве полноценной личности».

Во что превратится наша жизнь, если убрать из нее и запретить, например, новогоднего Деда Мороза на том основании, что Дедов Морозов не бывает и все это выдумки? (Подобная инициатива имела место в этом году в нашем городе со стороны губернатора, правда, Деда Мороза предлагали заменить Святым Николаем.) Не слишком ли мы торопимся в младшем школьном возрасте показать детям, что сказка закончилась, начинаются суровые будни, наполненные примерами по математике и правилами по грамматике, что эта жизнь трудна и воспринимать её сквозь розовые очки не рекомендуется?

Рано лишая детей сказки и насильно подавляя жажду чуда, общество расплачивается за это, получая на выходе из школьного возраста людей, зацикленных на материальном мире, не способных радостно трудиться и творчески мыслить, не имеющих никаких духовных интересов. Жажда чуда рождает воображение, а воображение есть основа мечты и творческого подхода к жизни. При этом миф, включающий в себя категории символа и образа, очень сильно способствует развитию воображения.

С.Д. Лебедев считает, что потребность в мифе является фактором обращения человека к наркотическим средствам. Он пишет, что мифы являются фундаментальными информационно-психологическими структурами, формирующими жизненный мир индивида. Происходит это спонтанно, неосознанно, но именно миф является главным проводником смысла для человека, он отвечает за удовлетворение того «смыслового голода», который неизбежно возникает при поиске жизненной мотивации. То есть потребность в смысле оборачивается потребностью в мифе. (Здесь понятие «миф» берется в широком смысле, когда в качестве мифа выступают идеология, национальная идея, религиозный идеал и т.д. Именно такое понимание слова «миф» распространено в настоящее время.) Если при этом не соблюдается равновесие между «двумя полушариями», т.е. если мир «эйдосов» правого полушария подавляется в угоду миру «рацио» левого полушария, правое полушарие начинает бунтовать. Человеческая воля переходит в «аварийный режим», когда ей уже не до творчества (на творчество человек способен только в состоянии равновесия), она судорожно ищет любую опору. И тогда складывается индивидуальная зависимость (наркомания, алкоголизм, компьтеромания и т.д.), общественная зависимость (господство тоталитарной идеологии) и другие разновидности зависимости. Мы бы добавили к этому, что, потребность в смыслах можно еще назвать потребностью в вере, ведь известно, что человек не может жить без веры. Веру нельзя уничтожить или запретить, запрещенная вера в Бога трансформируется в веру в коммунизм и т.д. Об этом писал еще Николай Бердяев. Судорожный поиск кого-то или чего-то, кому или во что можно поверить – это и есть тот самый поиск смыслов, о котором говорит С. Д. Лебедев.

Не имеющий своего «мифа», своего смысла жизни, человек подпадает под влияние мифов чужих, и его воля тогда заменяется чужой волей - «волей мифа», вернее его создателя. Так происходит тончайшая подмена личностно-волевого начала. Вот почему так важны проблемы равноценного воспитания в подрастающем человеке обеих сторон его психики – рациональной и иррациональной, сознательной и бессознательной, логической и интуитивной, или, в конечном итоге, умственной и сердечной. Не получив должного развития образной, эйдетической составляющей своего мышления в школе, ребенок, а затем и взрослый человек неосознанно ищет недостающих впечатлений за пределами школы.

А.С. Дриккер указывает на то, что у древнего человека в сознании превалирующей была правая часть мозга, у него была сильно развита память на мелкие детали, конкретность и образная наглядность восприятия окружающего мира. Культурное развитие привело к изменению процессов мышления – к совместной работе обоих полушарий, а на рубеже Средневековья и Нового времени – к превалированию левого полушария мозга. Этот перекос привел к последствиям, которые могут оказаться фатальными. «Основную проблему глобальной современной цивилизации можно определить как отсутствие самосознания: психика не ориентирована на собственные жизненные установки, люди готовы рассуждать на любые темы, но не хотят подумать о единственно значимом – о своей жизни. Причина, вполне вероятно связана с полной победой логического мышления, с усиливающейся репрессивностью вербальной культуры, с прогрессом статистического научного знания, вошедшего в острый конфликт с феноменальным характером индивидуального бытия. Цивилизованное сознание испытывает острый дефицит цельного восприятия». Дефицит цельного восприятия – это опять же дефицит смысла в жизни как результат раздробленного сознания, лишенного синтеза.

В 20 веке мы стали свидетелями того, как может влиять миф, созданный сильной личностью (немецкий нацизм, тоталитарный сталинизм) на огромные массы людей. Интересные исследования среди людей, называющих себя толкиенистами, то есть поклонниками творчества Дж. Р. Толкиена, провела А. Л. Баркова. Её социологический опрос среди представителей этой субкультуры показал удивительные вещи. Информанты, среди которых были школьники, студенты, выпускники вузов, аспиранты и кандидаты наук, рассказали, что совершенно серьезно идентифицируют себя с эльфами, гномами, жителями Гондора и т.д., то есть с героями «Властелина колец». Они собираются на природе, одеваются в соответствующие своим героям костюмы и разыгрывают свои игры. При этом А. Баркова отмечает, что в повседневной жизни это психически нормальные, состоявшиеся люди, у которых, казалось бы, нет видимых причин для подобного перевоплощения.

Можно вспомнить необъяснимую популярность среди детей довольно заурядного в литературном плане романа «Гарри Поттер», вокруг которого в Англии и в других странах с выходом каждой новой книги начинается буквально массовый психоз. Если попытаться проанализировать, почему книги именно такого типа как «Властелин колец» или «Гарри Поттер» вызывают вокруг себя массовый ажиотаж, то легко можно заметить, что этим свойством обладают произведения так называемой «вторичной мифологии». То есть, это книги, которые содержат в себе многие архетипические мифологические образы и строятся по общим мифологическим законам, но в авторской интерпретации. И Дж. Р. Толкиен и Дж. Роллинг создают в своих произведениях особый мир, аналогичный мифологическому иномирью. Оба используют «магию имен», создающую необычный язык и придающую вследствие этого особое очарование произведениям. Но законы мифа в этих произведениях искажены.

Ведь классические мифы в течение тысяч лет транслировали из поколения в поколение в символической форме истинные законы мироздания. Это утверждение является немыслимым для современной науки, но такой вывод напрашивается сам собой. Не зря ведь специалисты-мифологи с появлением сравнительной мифологии сразу обратили внимание на тот факт, что в мифах непересекающихся между собой древних народов есть одинаковые устойчивые сюжеты - мифологемы – это мифы о происхождении мира, о всемирном потопе, о богине – Матери, мировом дереве и т.д.

Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, обнаруживший устойчивые повторяющиеся образы во снах и видениях своих пациентов, назвал их архетипами человеческой психики, то есть некими матрицами, содержащимися в особом психическом уровне – коллективном бессознательном. Юнг не рассматривал вопрос, откуда взялись там эти образы, хотя и предполагал, что это мог быть некий вид наследственной памяти, передающийся из поколение в поколение. К. Юнг не занимался также вопросом, имеются ли архетипы вне человеческой психики, то есть в объективном мире, хотя и сравнивал их с «идеями» Платона. Но он провел параллели между архетипами человеческой психики и устойчивыми мифологемами в мифах и религиях народов мира, считая возникновение этих мифологем порождением именно человеческой психики. Он также утверждал, что залогом жизнеспособности культуры является правильное воспроизведение архетипов последующими поколениями. Образ мирового дерева, например, корни которого лежат в подземном мире, ствол проходит через земной мир, а крона уходит в небесное царство, утверждает связь трех миров. А образ богини-Матери, имеющийся в том или ином виде у всех народов мира, разве это не Матерь Мира, воспетая Н. К. Рерихом или не София русских философов? Древние мифы настолько насыщены мудрой символикой, что их можно трактовать бесконечно, распаковывая смыслы, скрытые в образах Зевса и Афины, Ра и Изиды, Одина и Локи. Если архетипы, связывающие наше сознание с высшими мирами, с Богом, рушатся, в наших головах воцаряется хаос. К. Юнг говорил об этом, утверждая, что культуры, которые утратили свои архетипы, обречены на упадок и постепенное исчезновение.

Мифологические архетипы в символически зашифрованном виде несут в себе законы мироздания, законы победы добра над злом. «Вторичная мифология» тоже как будто провозглашает победу добра над злом, но полюс зла в ней преобладает. Преобладает он и в голливудских фильмах, которые все как один являются «затянувшимся мифом», где главный герой (хороший) расправляется со всеми своими врагами (плохими), но при этом льется столько крови, что конечная победа добра даже не осознается.

В последнее время мифы и сказки все активнее вводятся в курс «Зарубежной литературы» в средней школе. Однако это делается без системы, фрагментарно. Мифы изучаются вперемешку с авторскими произведениями, что оправдано, если смотреть на миф исключительно как на литературный памятник. Если же учесть все вышеизложенное о природе мифов и посмотреть на их изучение как на способ осознания важных архетипических образов, содержащихся в подсознании ребенка, то становится ясно, что бессистемное изучение мифологии не несет в себе той воспитательной нагрузки, которая скрыта в ее потенциале. И авторское произведение, и миф являются продуктом творчества, но творчества несопоставимого по своим масштабам, так как несопоставимы творчество индивидуальное и коллективное. Согласно Юнгу, человеческое подсознание также включает в себя индивидуальный и коллективный пласты. Писатель может творить, не выходя за рамки своего сознания и личного бессознательного, а может привносить в свое произведение глубинные пласты коллективного бессознательного. Тогда он выходит на архетипический уровень и его произведение становится шедевром, подобным «Божественной комедии» Данте или «Фаусту» Гете.

С 2000 года в двух средних школах г. Николаева проходит эксперимент по изучению мифологии как отдельного предмета вариативной части во 2-5 классах. Подобное преподавание мифов в средней школе осуществляется и в г. Херсоне , но оно включает только курс античной мифологии. Отличие нашей программы состоит в том, что она базируется именно на принципах сравнительной мифологии, поэтому включает в себя не только мифы античного мира. Программа состоит из четырех модулей:

во втором классе изучаются мифы древних славян,

в третьем – мифы древней Греции и Рима,

в четвертом – мифы Древнего Египта, Месопотамии и Скандинавии,

в пятом – мифы кельтов, а также Индии, Китая и Японии.

По каждому из четырех модулей имеется пособие, в котором содержатся не только тексты мифов и легенд, но и задания для закрепления материала. Весь курс построен на принципах сравнения мифов разных народов. В последнем пособии в конце курса дается сводная таблица, в которую дети постепенно заносят имена изученных богов и героев, разделяя их по группам: боги солнца, луны, воздуха, воды и т.д., понимая таким образом, что у каждого народа, несмотря на очевидную разницу в культурах, мировоззрение формировалось по общим законам. Данный учебный курс называется «Сокровища мировой культуры».

Знакомство с мифами каждого народа начинается со знакомства со страной и ее особенностями, то есть включает в себя элементы истории, географии, культурологии. Затем изучаются сами мифы, которые делятся на три блока: мифы о сотворении мира, мифы о богах, мифы о героях. Итоговый урок всегда имеет повторительно - обобщающий характер. При изучении любой темы обязательно демонстрируются произведения искусства, посвященные данному сюжету, а также прослушиваются музыкальные произведения, создающие необходимый эмоциональный настрой.

Вышеописанный эксперимент показал, что предмет «Сокровища мировой культуры» очень нравится детям, они с нетерпением ждут уроков «мифологии». Наличие подобного урока, наряду с математикой, языком и другими предметами, нацеленными, в основном, на развитие логического мышления, дает ученикам возможность переключится на качественно иной вид деятельности. Хотя по своим методическим приемам урок мифологии похож на уроки чтения, здесь задействованы иные мыслительные механизмы, базирующиеся на символическом образном мышлении. Дети с ранних лет учатся обобщать, развивают философское видение мира.

Например, образ богини – Матери, воплощенный в мифах различных народов в обликах Деметры, Макоши, Изиды, Фригг и многих других и достигающий наивысшей красоты в образе девы Марии в христианстве, помогает детям понять, что понятие Матери намного шире, чем они привыкли считать. Образ женщины – Матери – это символ, собирательный образ, который включает в себя не только их любимых мам, но и такие понятия, как Родина – мать, Земля-мать. Не зря образ Родины на плакатах и памятниках Великой Отечественной войны изображался в виде зрелой женщины, тем самым пробуждая патриотизм в сердцах её сыновей. Богиня – Мать – символ высочайшей самоотверженности и бескорыстнейшей любви женщины к своим детям. Понимание Матери как общечеловеческого символа позволит учителям обращаться к данному образу не только на соответствующих уроках, но и во время мероприятий по празднованию дня 8 Марта, Дня Матери и пр. Красивые и важные слова о матери звучат очень убедительно, подкрепленные мощным образным аппаратом, выдержавшим проверку тысячелетиями. Или обобщающий образ Героя, который так нравится детям при изучении подвигов Геракла, Тесея, Зигфрида, Ильи Муромца и др. Здесь имеются широчайшие возможности для воспитания героического настроя и патриотизма, можно много раз произнести слово «подвиг», почти забытое в судорожной горячке постперестроечного периода. При этом учителю следует учесть, что в понятии подвига, заключенного в архетипическом образе Героя, есть отличия от, скажем, «советского» разумения подвига. Подвиг переносится внутрь, борьба ведется не столько с внешними трудностями, сколько с самим собой. Подвиги Геракла – это не спонтанное движение души, вызванное экстремальными обстоятельствами. Это систематическое преодоление себя, развитие своих возможностей, борьба со своими недостатками, которые растут как срубленные головы Гидры и которые нужно выжечь огнем, чтобы не вырастали снова. Каждый подвиг Геракла развивает в нем новую черту, дает новое умение, его задания усложняются и под конец становятся почти невыносимыми, такими, которые он не выполнил бы вначале пути, но к которым готов теперь – сильный и закаленный. Так, на образах героев можно показать детям, что самая увлекательная борьба – это борьба с самим собой, со своими недостатками, с ленью, глупостью, жадностью и прочими отрицательными качествами, преодолев которые ты станешь Героем.

Образ богинь Любви. Из опыта проведения уроков мифологии мы уже знаем, что, впервые увидев изображения полуобнаженных древнегреческих богов, дети начинают хихикать и шушукаться. Они не видят разницы между произведением искусства и так называемой «эротикой», атакующей их с витрин газетных киосков. К сожалению, это реалии нашей жизни. Мы не знаем, что делать с проблемами полового воспитания, повторяя из года в год как нужно предохраняться от СПИДа. Но ведь СПИД – это следствие. Причиной является моральное разложение общества в целом. Может вместо того, чтобы бороться со следствиями, нужно хоть как-то пытаться влиять на причину? Часто ли наши дети слышат на уроках слова «любовь», «дружба», «семья»?

Итак, из опыта уроков мифологии - после того, как проходят первые смешки, вызванные созерцанием статуэтки Венеры Милосской, можно начинать объяснять, что древние греки восхищались красотой человеческого тела. Они считали, что каждый человек обязан заботиться о гармоничном развитии души и тела, только тогда человека могли считать совершенным. Мы не можем назвать статую Венеры Милосской распущенной или бесстыдной. Она скромна и возвышена, целомудренна и прекрасна. И в этом огромная заслуга скульптора, сумевшего так изобразить первейшую из богинь – Любовь. Эта женщина – символизирует собой сильное чувство, на котором держится мир. Любовь является залогом продолжения жизни на Земле, любовь вдохновляет поэтов и художников, любовь – основной закон этого мира.

К удивлению самого учителя, смешки постепенно прекращаются, нагота греческих статуй воспринимается спокойно, и постепенно дети на интуитивном уровне безошибочно учатся определять, где кончаются границы прекрасного искусства и начинается область вульгарности, называемой ныне «эротикой». В этом случае появляется надежда, что, когда будет необходимо сделать выбор, они поймут, что выбирать.

Изучение мифологии способствует также экологическому воспитанию, воспитанию любви к природе. Наши предки не делили природу на живую и неживую. Все стихии – земля, вода, воздух, огонь – были для них населены богами и духами и тем священны, образуя сакральное пространство, в котором не должно быть ни одного лишнего движения в виде по глупости сломанной ветки. Вода считалась царицей, Земля – Матерью, кормилицей. Если землю не напоить водой, то урожая не будет, а если ветер не пригонит тучи, то не будет дождя. Так все взаимосвязано в мире, поэтому всех надо благодарить: Землю – за урожай, Ветер – за дождь, Солнце – за тепло и свет и т.д. Чувство благодарности к природе отсутствует в современном человеке, хищнически пользующимся ею без малейшего чувства уважения.

На уроках мифологии мы обязательно стараемся использовать музыку – искусство незримое, стимулирующее воображение. Воображение является основой мыслетворчества. Поэтому перед прослушиванием музыкального произведения просим детей представить себе какую-то картинку, вызываемую музыкой в мыслях. При этом делаем акцент на добро и красоту: «Представить, помечтать о чем-то хорошем, добром…», «Вообразите что-нибудь прекрасное…»

Одна из основных задач урока мифологии – испытывать совместную с учениками радость. Начинаем с самого простого, просим каждого ребенка заглянуть в глаза учителю, сообщая, в свою очередь, что учитель рад встрече с ними. Пытаясь создать на уроке ситуацию «успеха для каждого», готовим посильные индивидуальные задания или задания по группам – разгадать кроссворд, решить тестовое задание, составить вопрос и задать его товарищу и т.д. Каждому необходимо дать возможность ощутить радость творчества, коллективного и индивидуального. Возрастные особенности младших школьников требуют большой конкретности и наглядности, эмоциональности практических заданий – все это определяет выбор методов и приемов ознакомления детей с мифологией.

Одним из таких приемов является постановка театральных сценок на изучаемые сюжеты, например: сценки «Яблоко раздора» из «Илиады», «Римские богини», «Богатыри» по мотивам славянской мифологиии др. Дети с удовольствием играют в театр, все хотят быть артистами.

Очень полезным также является также просмотр видеофильмов, создающих сильное впечатление от изучаемой темы.

Работа с эмоциональной сферой ребенка не терпит давления, резкого вмешательства и категорической оценки. Средствами стимуляции к работе на уроках мифологии могут быть поощрение, вдохновение, похвала не только ребенку, но и его родителям, если они помогают ему дома.

На первых порах мы практиковали метод проведения итоговых «открытых уроков» после окончания каждого цикла мифов. Но сейчас пришли к выводу о необходимости проводить не «открытые уроки», а вести политику «открытых дверей», когда коллеги могут посещать любой текущий урок мифологии, так как каждый из них имеет широкие возможности быть самостоятельно красивым и впечатляющим.

У нас были попытки проводить итоговые уроки по «методу проектов» - «защита проекта». Подготовка к защите знаний по пройденному разделу предполагает групповую работу учеников. Если говорить о значимости таких уроков, то нужно отметить, что они направлены не только на привитие детям умений творческого чтения, но и умение использовать рациональные способы обработки, систематизации материала, умение обобщать, отстаивать свою точку зрения. Первое задание – сформировать группу (по желанию учеников) и выбрать задание, которое хотелось бы выполнить. Например:

- разработать сценарий и обыграть фрагмент понравившегося мифа;

- составить кроссворд по мифу или разделу;

- найти похожие сюжеты в мифах разных народов, сравнить их и т.д. Возможность выражать свои чувства, мысли, эмоции ребята имеют, создавая рисунки и работая над сочинениями-размышлениями на темы: «Кто может называться Героем?», «Что такое Подвиг?» и т.п.

Нас часто удивляет, как точно схватывают дети самые точные узелки проблем, как жаждут очутиться на месте героев мифов, как свято верят, хотят верить, что добро обязательно победит зло, что светлая справедливость восторжествует.

У нас есть уникальная возможность показать детям место, где древние мифы и история оживают, легендарное и реальное сплетаются в единое целое в сознании детей – это происходит на территории Государственного археологического заповедника «Ольвия», расположенного недалеко от Николаева. Поездка в Ольвию никогда не оставляет ребят равнодушными, безучастными или невозмутимыми – это всегда радость и от встречи с городом прошлого, и от поездки на природу, и просто от общения друг с другом в неформальной раскрепощенной обстановке.

Мы убеждены, что изучение мифов полезно, интересно и необходимо как младшим школьникам, так и их учителям. Мифология открывает просторы для совместного творчества, развития синтетического мышления и дает возможность современному человеку приобщиться к прекрасным древним образам через призму развитого интеллекта, тем самым обновляя их Красоту.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Пер. с фр. М.: Атеист, 1930. - 337 с.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. Пер.с фр. М.: ОГИЗ; ГАИЗ, 1937. - 518 с.

Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1986. - 216 с.

Флоренский П. А. У водоразделов мысли // Собр. соч. в 2-х т. Т. 2. М.: Правда, 1990. - 439 с.

Наговицын А. Древние цивилизации: общая теория мифа. – М.: Академический проект, 2005. – 656 с.

Косарев А. Философия мифа: мифология и её эвристическая значимость. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. - С. 5

Сайт Сергея Лебедева. http://socionav.narod.ru/index.html

Дриккер А. С. Потенциал эйдетического сознания // Человек № 3 / 2005.

Баркова А. Л. Толкиенисты. Архаическая субкультура в современном городе // Человек №5 / 2003.

СОШ № 11 и СОШ № 50 г. Николаева, Украина.

Академический лицей при Херсонском государственном университете (Украина). Руководитель проекта Куликова Л. канд. ист. наук, доцент.

Hosted by uCoz